Монтессори педагогика – что это?

История педагогики за время своего существования сохранила сотни имен, но вот буквально по пальцам вы сможете пересчитать реальные школы, которые не прекратили свое существование после смерти авторов. В этом почетном ряду стоит и Мария Монтессори. Успех ее теории заключается совсем не в том, что многие ее прозрения смогли найти свое научное подтверждение, но в том, что Марией был найден ключ к их воплощению в повседневной педагогической практике.

Основы системы Монтессори

Система Монтессори строилась далеко не один день – ее основательница довольно долго дружила с Жаном Пиаже, основателем генетической психологии, который некоторое время возглавлял Монтессори общество Женевы. Также Мария активно переписывалась с детским психологом Анной Фрейд (дочь всем известного Зигмунда Фрейда). Зачем ей нужно было общение такого плана? Под воздействием данных специалистов она уточняла выводы собственных наблюдений за общими закономерностями детского развития, оставаясь при этом, в первую очередь, врачом, который смотрит сначала на физиологию детей, а потом уже на все остальное.

Интересно, что даже в понятии свободы у Марии вложено биологическое значение – она подразумевает под ней независимость. Дело в том, что ребенок может делать все самостоятельно, не стоит стремиться решить детские задачи взрослым умом – лучше просто помочь ребенку сделать определенные вещи самому. Получается, что малыш рождается совершенно не приспособленным – он не уверен в себе и вообще не знает, что его окружает и что с этим делать. Родители привыкли решать все сами, и малыш так и остается огражденным от вопроса личного решения различных трудностей.

Как завязать шнурок? расстегнуть куртку? перенести стул в нужное место? М. Монтессори полагает, что в 2,5-3 года ребенок может делать это все сам, да и не только это, но еще и многое другое. Задача взрослого – просто помочь ему. Как? Создав порядок в окружающих малыша вещах. Дело в том, что ребенок жаждет порядка, но сам не всегда может его организовать. Хаос окружающих вещей же вызывает у маленького человечка растерянность и чувство беззащитности. Именно поэтому Мария призывает родителей помогать ребенку поддерживать порядок с самых первых дней.

Занятия по Монтессори

Задачей педагога в ходе занятий по Монтессори является не передача ребенку знаний, но помощь в накоплении собственных.

На занятиях по методике Монтессори ребенок абсолютно свободен и при этом не бегает по классу и не балуется, а прилежно занимается с материалами, которые сам выбрал. В классе вы найдете и обычные игрушки, но дети практически всегда выбирают монтессори-материалы. Дело в том, что все материалы для детей – это те же игрушки, которые вызывают у ребенка вполне обычный интерес, ребенок играет, а взрослые не вмешиваются. Малыш развивает координацию, учится аккуратности, вниманию, совершенствует моторику и осваивает основы счета.

Вы спросите, есть ли в такой своеобразной группе педагог? Конечно! Ведь взрослый только не должен мешать осваивать ребенку мир, но это совершенно не облегчает его задачу, а скорее даже усложняет. Педагог встречает детей, затем наблюдает, как каждый малыш выбирает себе материал для занятия, не вмешиваясь в процесс выбора. Ребенок взял эту вещь впервые? Взрослый объяснит ему, как с ней правильно работать. При этом демонстрация происходить должна почти без слов, ведь малыша интересует только самое необходимое – как работает вещь. Дети начинают играть, а через час-два раздается негромкий сигнал к началу Круга. Дети относят все материалы на место, тем самым стремясь к порядку окружающего мира.

Круг – это что-то вроде групповой беседы, где обсуждаются разные вопросы, а ребенок эффективно осваивает основы социализации, учась параллельно описывать словами свои чувства. После Круга наступает этап творческой работы.

Девиз монтессори-педагогики звучит примерно как «помоги мне сделать это самому».

© Copyright Детский клуб "СЕМА" Очаково Юго-запад детский центр раннего развития монтессори, логопед, подготовка к школе, детские праздники