Монтессори группа – работа без запретов

Система Монтессори заметно отличается от других методик обучения, и в частности у нее выработано свое собственное отношение к запретам. Если в обычной жизни родители часто руководят выбором малышей, считая, что те выбирают не тот материал для игры, то в монтессори группе этот момент решается несколько иначе.

Забудьте о слове «нельзя»

В принципе, слово нельзя вам произносить… нельзя. Само собой, везде во главу угла ставится только здравый смысл – например, если ребенок берет чужие вещи или тянет пальцы к розетке, то эти моменты должны пресекаться, в остальных же случаях лучше обходиться без категоричных запретов.

Почему взрослым лучше действовать так, а не иначе? Вы должны понять для себя, что любой запрет действует на малыша вполне определенным образом – он быстро теряет интерес к происходящему и скорее направится по направлению к выходу из помещения, где ему сказали заветное «нельзя», а не займется с рвением теми материалами, которые, по мнению взрослых, ему нужны и вообще полезны. Именно поэтому в монтессори группах не практикуются прямые и категоричные запреты в тех ситуациях, когда без них вполне можно обойтись.

Как правильно действовать? Допустим, если малыш решил сделать то, что ему делать явно нельзя, обойдите это слово стороной, переключите внимание ребенка на то, что ему делать можно. Например, отведите за ручку от розетки и покажите ему на мячик, который кидать можно, сакцентировав внимание на этом самом «можно». Помните, что любое нельзя можно перевести в можно – смысл останется тем же, а вот реакция ребенка совершенно другой. Собственно, это является одним из основных принципов системы монтессори.

Если нельзя, то какое?

Если от слова «нельзя» вы никак не можете избавиться, то сделайте его правильным, а именно будьте последовательны в своих запретах. Запрещено? Запрет не должен никогда нарушаться под воздействием слез и капризов малыша – так ребенок увидит, что вами можно манипулировать, и будет успешно это делать.

Еще малышу следует объяснить, что такое опасно, а, следовательно, и нельзя – плита, утюг, розетка, например. Растолкуйте ему, почему те или иные действия могут быть чреваты негативными последствиями.

Перестаньте исправлять все ошибки ребенка

Исправлять ошибки ребенка, как правило, не стоит – это еще один из принципов занятий по системе монтессори. Почему? Дело в том, что бездумное повторение ребенком за вами определенных действий мешает главному – его развитию. Если перед малышом стоит определенная задача, ему, а не его маме, нужно эту задачу решить. Когда вы буквально стоите над малышом и чуть что отводите его ручки в сторону, чтобы он не сделал того, что не нужно, он начинается повторять за вами механику, но никак не осмысленно выполнять те или иные действия. Вы ходите, чтобы ребенок развивался? Он должен искать решения самостоятельно – и никак иначе. А чем больше вы его будете поправлять, тем меньше он будет думать сам.

Взгляд на обучение ребенка по системе Монтессори

На занятиях в Монтессори-группах создается доброжелательная атмосфера — условие, совершенно необходимое для формирования живого интереса к обучению. И подумайте сами, откуда возьмется интерес, если малышу все время указывать на ошибки и что-то при этом запрещать.

Только представьте себе, когда вы постоянно изучаете новое, а над вами стоит надзиратель, беспощадно распиная все ваши попытки что-либо сделать с новым предметом? Именно так чувствует себя ваш ребенок, когда у него совершенно нет свободы действий. Система Монтессори дает возможность вам эффективно контролировать детей, а детям при этом спокойно осваиваться и изучать новое.

© Copyright Детский клуб "СЕМА" Очаково Юго-запад детский центр раннего развития монтессори, логопед, подготовка к школе, детские праздники