«Музыка»

Резюме по программе «Музыка».

Программа рассчитана на детей от 9 месяцев до 7 лет.

Главные задачи курса: развивать эмоциональную сферу ребенка, музыкальный слух, музыкальное мышление и музыкальную память.

Задачи курса реализуются через основные виды творческой деятельности: пение, слушание, музыкальное движение, музыкальная игра, игра на детских музыкальных инструментах. Программа разделена на 7 возрастных ступеней (от 9 месяцев до 1 года, 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и итоговые показатели развития).

Краткие характеристики ступеней музыкальной программы:

9 месяцев — 1 год

Характеристика возрастных возможностей: На музыкальном занятии внимательно следят за действиями взрослого, улыбаются или смеются во время «пляски», гулят в ответ на пение. После занятия оживлены: лепечут, гулят, радостно двигаются.

Ребенок находит источник звука в любом месте комнаты; смотрит в ту сторону, куда скрылся играющий или поющий взрослый («слуховые прятки»); заинтересованно ждет звучания при виде инструмента. В ответ на пение взрослого гулит и лепечет. Начинает подражать его интонациям: «А-а!» (в прятках), «Ма-а!» в различных попевках. Ребенок повторяет движения взрослого (воспроизводит удары по бубну, барабанчику; «прячет», закрыв платочком, куклу; играет в ладушки и т. п.). Дети радостно участвуют в музыкальной игре со взрослым.

Задачи развития: Доставлять детям радость музыкой, пением, движением и музыкальной игрой.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

Содержание работы по программе: Данная программа максимально учитывает индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности комплекса оживления, что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического и эмоционального состояния в данный момент. В связи с этим весь музыкальный материал предлагается детям дифференцированно. Каждое занятие строится максимально индивидуально для каждого ребенка. Пение, музыкальные движения и игра проводятся с каждым ребенком индивидуально. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии — непременное условие его музыкального развития.

В работе с детьми первого года жизни яркость музыкальных впечатлений создается за счет разнообразия тембров звучания музыки, повышающих устойчивость слухового внимания младенца.

1-2 года

Характеристика возрастных возможностей: В раннем возрасте у большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных способностей — сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. В структуре музыкального мышления — способность услышать и осознать общий характер, настроение музыкального произведения (очень простого), ориентируясь пока не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на одно: чаще всего — темп («быстрая музыка — значит, веселая», «медленная- значит, грустная»).

В структуре музыкальной памяти — непосредственное, непроизвольное запоминание; опознающая музыкальная память.

Дети второго года жизни уже достаточно внимательно слушают музыку (3-4 минуты с перерывами, непрерывно звучащую,15-20 секунд), слушают игру на различных музыкальных инструментах (ксилофоне, губной гармошке и др.). Дети 1 года — 1 года 6 месяцев слушают музыку, находясь в удобном для себя, свободном положении.

Воспроизводят звукоподражания во время музыкально-двигательные показов («ав-ав», «мяу-мяу» и т. п.). Подпевают отдельные слоги песен («а-а-а», «да», «ай!»).

Дети в возрасте от полутора до двух лет, услышав слово «музыка» или «послушаем музыку», затихают, выжидательно смотрят на музыкальны инструмент. Их внимание становится боле устойчивым, если знакомые мелодии исполняются на различных музыкальных инструментах. Подпевают слоги («бай-бай» и «ля-ля») в различных эпизоде музыкальных игр и упражнениях, простейшие слова песен: «Маша», «Катя», «к нам», «дам». По показу взрослого выполняют различные движения (в пляска упражнениях и играх) без предмета и с предметом.

Задачи развития: Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой. Приучать детей внимательно ее слушать. Развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить в них звукоподражания и простейшие интонации. Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.

Практическое содержание программы.

ПЕНИЕ: Детям доставляет радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у малышей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности, участвовать в песне, подпевать отдельные фрагменты.

Очень важен выбор песни, так как словарный запас ребенка еще очень невелик. Чтобы избежать трудностей в пении, связанных с тем, что малыш не научился говорить те или иные слова, педагог музыки тщательно подбирает репертуар. В выбранных произведениях понятное и интересное содержание; слова, не только понятные, но и легкие для произношения; текст- короткий; мелодия, состоящая из повторяющихся легких и коротких фраз; диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным природным особенностям голосов детей; не вызывающие напряжения.

СЛУШАНИЕ: На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Звучат инструментальные пьесы и песни, которые исполняет для детей педагог и в записи.. Значение этого вида работы очень велико: без него невозможно развить музыкальность у детей.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ: Дети второго года жизни чаще всего воспроизводят движения по показу воспитателя. Виды основных движений, выполняемых под музыку: ходьба, бег, прыжки. Движения под веселую, живую музыку радуют малышей. Пляска помогает детям различать двух- и трехчастную форму музыки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Именно в игре ребенок наиболее активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Она положительно влияет на физическое развитие детей; является важным средством развития движений у детей раннего возраста; развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.

2-3 года

Характеристика возрастных возможностей: Дети 3-го года жизни уже могут с интересом слушать рассказы, с провождаемые музыкой; запоминают ее, узнают, о каком эпизоде и: персонаже она «рассказывает». Слушают не только произведения, созданные композиторами специально для маленьких детей, но и классическую музыку. Дети этого возраста могут слушать музыку без обязательного предварительного показа соответствующей игрушки или картинки. Узнают знакомые песни по фортепианному сопровождению, иногда могут узнавать их и по сопровождению, исполняемому на других инструментах (гармошке, металлофоне, детских синтезаторах). Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии. С помощью воспитателя поют индивидуально и группами. Запоминают слова песни, но часто еще недостаточно хорошо их произносят.

Выполняют движения в играх, упражнениях и плясках по показу, в соответствии со словами, по музыке. Запоминают и воспроизводят под музыку новые движения, показанные взрослыми; Участвуют в сюжетных играх, передают в них характер движений, переходят, с изменением музыки, от одного эпизода к следующему, как по показу, так и самостоятельно.

Задачи развития: Развивать умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание.

Учить различать контрастные особенности ее звучания: громко-тихо, быстро-медленно, высокий-низкий регистр и на основе этого — двух-, трехчастную форму. Побуждать детей к подпеванию и пению. Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках; выполнять совместные движения.

Практическое содержание программы.

ПЕНИЕ: В процессе работы с детьми третьего года жизни музыкальный руководитель учит малышей:

— петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;

— вместе начинать и кончать пение;

— петь, не опережая и не вторя, выдерживать паузы; слушать вступление и заключение;

— верно передавать общее направление мелодии и ритмический рисунок песни.

СЛУШАНИЕ: на музыкальных занятиях дети слышат много музыки, а на третьем году и рассказы, иллюстрируемые музыкой.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ: на третьем году жизни дети становятся способны к выполнению разнообразных движений, они более самостоятельны и точны. В этом возрасте детям доступны сложные музыкальные движения в упражнениях и плясках.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. В занятия с детьми третьего года жизни впервые включаются сюжетно-ролевые игры, где дети изображают кого-либо (зайчиков, птичек и т. п.). В игре солистом может быть не только воспитатель («мама-зайка» или «мишка»), но и ребенок, если он охотно, радостно и без напряжения «играет роль».

3-4 года

Характеристика возрастных возможностей: У детей этого возраста еще не сформированы ни вокальные связки, ни способность к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос у большинства детей еще очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Артикуляция в пении (и речи) у большинства детей нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще. Но уже на четвертом году жизни выявляется тип певческого голоса: высокий, средний или низкий, причем у большинства детей — средний. В процессе занятий может произойти коррекция этих показателей. Подавляющее большинство детей четвертого года жизни находится на начальных, первых трех, этапах становления интонирования мелодии голосом: примерно четвертая часть детей не интонирует вообще (1-й этап); большинство детей либо интонирует 1-2 звука мелодии, пропевая на них всю песню (2-й этап), либо воспроизводит только общее направление движения мелодии (3-й этап). Кроме того, в этом возрасте ребенок с большим желанием занимается музыкальным движением; движения его просты, естественны, достаточно выразительны и разнообразны по настроению. Они подсказаны общим характером музыки и яркими средствами музыкальной выразительности. Узнает музыку

Задачи развития: Охранять, беречь детский певческий и речевой голос. Формировать умение слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека. Формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук. Учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки. Научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе, за счет протяжного произношения ударных гласных. Учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующей типу звучания голоса ребенка. Развивать чистоту интонирования мелодии голосом.

Практическое содержание программы.

Педагог начинает активную работу над формированием певческого голоса. Начинается этот процесс с речевого этапа, на котором организуются гласные звуки, артикуляционный аппарат в целом. Педагог старается использовать и укреплять голос ребенка, распевать детей на распевках перед работой над песнями.

Необходимо формировать у детей правильное положение корпуса во время пения: спина — прямая, грудь — развернутая. Занятия сохраняют индивидуальный характер, но появляется коллективная деятельность. Вокальный репертуар подбирается так, чтобы позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. На этом этапе начинает активно использоваться игра на детских музыкальных инструментах. Она построена на слуховой, т. е. собственно музыкальной, основе, поэтому в ней развивается вся система музыкальных способностей, в первую очередь тембровый и мелодический слух и чувство музыкального ритма.

4-5 лет

Характеристика возрастных возможностей: На этом этапе знания детей систематизируются. Обобщаются представления и о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

В этом возрасте усложняются предлагаемые для прослушивания произведения и задачи, которые ставятся перед детьми.

Задачи развития: Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней. Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений.

Побуждать детей самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения и создающие его средства музыкальной выразительности.

Продолжать работу над развитием интонационно-мелодического слуха. Формировать умение слышать процесс развития музыкального образа, динамику его становления в музыкальном произведении.

Познакомить детей с понятиями «одночастная», «двухчастная», «трехчастная» форма в процессе слушания музыки и в других видах музыкальной деятельности (музыкальном движении, игре на детских музыкальных инструментах).

Развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

Показатели развития: ребенок эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно высказывается о ней; слышит в музыке весь комплекс выразительных средств как носителей ее содержания; может услышать процесс развития музыкального образа; определяет форму музыкального произведения (одно-, двух-, трех-частная).

Практическое содержание программы.

Сохраняются все показатели, приводимые ранее, а особенностью является то, что в данном возрасте необходимо использовать наряду с музыкальными произведениями аудио- и видеозаписи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладного искусства.

5-6 лет

Характеристика возрастных возможностей: В этом возрасте усложняются предлагаемые для прослушивания произведения и задачи, которые ставятся перед детьми. Усложнение музыкальных произведений идет по следующим направлениям: 1) от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; 2) от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным; 3) от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений. Дети усваивают понятие «жанр» — ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка; «марш», «песня», «танец»; «русская плясовая», «вальс», «полька» и др.).

Задачи развития: Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней. Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений.

Побуждать детей самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения и создающие его средства музыкальной выразительности.

Продолжать работу над развитием тембрового и динамического слуха, учить детей слышать и дифференцировать тембры инструментов симфонического оркестра.

Развивать умение определять жанровую принадлежность музыкального произведения.

Развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

Поддерживать желание детей передавать настроение музыкального произведения в рисунке.

Практическое содержание программы.

Сохраняются все показатели, приводимые ранее, а особенностью является то, что в данном возрасте необходимо использовать наряду с музыкальными произведениями аудио- и видеозаписи доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов,

6-7 лет

Возрастные особенности ребенка: В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей уже может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии Сам певческий голос пока очень слаб; однако, если правильно ведется работа по его постановке, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребенку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый ребенком уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Ребенок более уверенно чувствует себя и в музыкальном движении откликается на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и может воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.

Задачи развития: Давать детям возможность слушать красиво звучащие и доступные им по содержанию сольные и хоровые вокальные произведения. Продолжать работать над артикуляцией гласных и согласных в речи; добиваться переноса в пение сформированных способов произношения.

Продолжать работать над певческим голосом, главным образом, в центральной части общего диапазона голоса каждого ребенка. Побуждать детей петь выразительно, музыкально, интонационно чисто.

Продолжать развивать тембровый и динамический слух.

Развивать у детей чувство ритма в процессе освоения постепенно усложняющихся ритмических структур.

Практическое содержание программы: Придерживаясь преимущественно репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов, характерных для работы с предыдущими возрастными группами, педагог постепенно переходит к поисковым, продуктивным методам обучения. Педагог постоянно поощряет инициативу и творческие проявления детей в импровизации и подборе мелодий по слуху. Знакомит детей с разнообразными по жанру и характеру произведениями, тщательно отбирать музыкальный материал, включающий эталонные мелодические построения, небольшие, но выразительные, яркие мелодии.

Педагог учит ребенка петь легко, звонко, свободно, не форсируя звук. Работая над артикуляцией, особое внимание обращается на свободу нижней челюсти и активность губ. Это поможет избежать напряжения гортани. Педагог приучает ребенка следить за положением корпуса в пении, правильной организацией дыхания.

© Copyright Детский клуб "СЕМА" Очаково Юго-запад детский центр раннего развития монтессори, логопед, подготовка к школе, детские праздники