«Умка»

Резюме по программе «Умка».

Программа рассчитана на детей от 2,5 — 3 до 7 лет.

Главные задачи курса: развивать интеллектуальную сферу ребенка, формировать логическое и образное мышление.

Задачи курса реализуются через основные виды познавательной деятельности: формирование элементарных математических представлений, развитие речи и грамотности.

Программа разделена на 5 возрастных ступеней, каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и итоговые показатели развития).

Краткие характеристики ступеней программы:

1 ступень

Развитие речи: Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык.

Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. Именно с этим аспектом связано начало интеллектуально насыщенной программы с этого возраста. Решение основной задачи — развития разговорной речи детей — предполагает работу педагога по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение с взрослым. В таком общении ребенок легче осваивает умение понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно — и без нее, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства. Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения. В процессе общения у ребенка появляются первые формы монологической речи: умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух-трех предложений.

Характерной особенностью детей от двух до трех лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной. Круг чтения в связи с этим у них составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры.

Чтение: Дети активно интересуются звуковой стороной речи. Начинайся период осознанного овладения звуками языка. Для них характерны активность фонематического восприятия, игра словом, звуками. Они овладевают умениями: слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук; слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем звук и называть его; знакомятся с образом букв.

Математика: Ребенок делает первые шаги в математику, в игре с предметами, геометрическими телами и фигурами, познает их свойства. Играя с предметами, разнообразными мозаиками, дети овладевают довольно сложным умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер и др. Это ступень первоначального выделения отношений предметов по размеру, количеству, стремления выполнять соответствующие действия. Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в зоне детского восприятия количеств: 2 руки, 2 глаза, 1 ложка, 3 книги и т.д. Основные задачи педагога состоят в привлечении внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; назывании свойств, расположения предметов, их размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; организации разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное развитие

Итоги 1 ступени:

Развитие речи: Ребенок умеет внимательно слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании. Передавать словом, действием, жестом содержание произведения: потешки, игры, песенки и др.; уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них. Активно участвовать в общем со взрослым и другими детьми исполнении стихов, песенок, потешек, испытывать радость от игры звуками, звонкой рифмой, словом.

Чтение: Ребенок знает и узнаёт образы букв, называет их.

Математика: Ребенок знает основные цвета: красный, синий, желтый и др.; размер предметов: большой, маленький; длинный, короткий; форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик; геометрические тела и фигуры; шар, куб, круг, квадрат. Умеет устанавливать связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и др. Умеет определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения, выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2-4 разных предметов. (Подобрать кубик такого же цвета и размера, такой же большой и красный), понимать и использовать в собственной речи слова — названия величины, формы; использовать речевые выражения со словами: «такая же…»; «не такой…» («Этот кирпичик такой же большой и красный»).

2 ступень

Развитие речи: Расширение социальных контактов заставляет ребенка правильно воспринимать слова как звуковые комплексы, стремиться точнее их произносить, а, чтобы быть понятым слушателями, побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок).

Освоение грамматически правильной речи: На четвертом году жизни дети осваивают структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования те. Начинают строить сложные предложения, Вслушиваются в звучание слов: слышат части слова, ориентируются на них в понимании речи.

Освоение звуковой культуры речи.

Дети овладевают следующими умениями:

— слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание; — воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием; — читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие. При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Поэтому в этой ступени программы появляются сюжетные произведения, сказки. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба» и др. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Задача данной ступени — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей.

Чтение: Дети активно интересуются звуковой стороной речи. Начинается период осознанного овладения звуками языка. Для них характерна активность фонематического восприятия. Дети осваивают алфавит и простые склады.

Математика: На этой ступени, как и в предшествующий период, основной задачей педагога является накопление детьми опыта практических действий с предметами. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений. В силу возросшего интереса детей к процессу сосчитывания, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение групп по количеству создает предпосылки для освоения наиболее важного в этом возрасте умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. В содержательной практической или игровой деятельности дети осваивают приемы наложения и приложения. Кроме умений характеризовать количественные отношения, детьми осваивается сосчитывание небольших групп предметов. Усложнение содержания по сравнению с предшествующим возрастом состоит в расширении объема представлений. Основные задачи математического развития детей четвертого года жизни состоят в развитии самостоятельность познания, проявлении элементов творческой инициативы ребенка.

Итоги 2 ступени:

Развитие речи: ребенок умеет сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку; представлять в воображении героев, созданных авторским словом, узнавать их в иллюстрациях., делиться своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях литературных сюжетов, театрализованных играх.

Чтение: Ребенок знает все буквы алфавита, умеет читать односложные трехзвуковые слова, выделяя в них отдельные звуки.

Математика: Ребенок различает размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/ тонкий, большой/маленький, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный). Умеет соотносить фигуры разного размера, цвета, вида (родовое обобщение: круг, квадрат, треугольник), понимает связи между предметами по соотносимым свойствам — цвету, размеру, форме. Определить, можно ли погрузить кубы в маленькую машину, прокатить мяч в высокие ворота. Ребенок понимает отношения групп предметов по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/ тоньше, больше/меньше, пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади., справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения: раньше/позже, сначала/потом, утро/ вечер, день/ночь. Владеет обобщением предметов, звуков, движении по количеству, размеру (всех поровну, ленточки все широкие, всех по две).

3 ступень

Развитие речи: На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Дети вступают в речевое общение с окружающими, делают это охотно. Учатся задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы и участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая говорящего. Дети учатся пользоваться элементарным и формами объяснительной речи. Ведется активная работа по расширению словаря, ребенок учится использовать в речи: названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.); названия живых существ и сред их обитания, некоторых трудовых процессов, слова, обозначающие части предметов, живых организмов, их свойства и качества: цветовые оттенки, слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Освоение грамматически правильной речи: Дети учатся пользоваться предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.), употреблять сложноподчиненные предложения. Самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

Освоение звуковой культуры речи: дети овладевают произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, Л, Р; чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова. Достигается новое качество речи — речь достаточно громкая, внятная, среднего темпа, средней силы голоса. Дети учатся эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Мир книги: дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Ребенок прежде всего — активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности — важная задача данной ступени программы.

Чтение: Речь становится для детей не только средством общения, но также объектом познания и анализа. У детей развивается внимание к фонетической точности, интерес к словотворчеству. Дети знакомятся с терминами «слово», «звук», учатся правильно понимать и использовать их. Узнают, что слова состоят из звуков. Продолжают совершенствоваться умения звукового анализа слов: — самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки; — различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; — определять место звука в слове (первый, последний, в середине); — самостоятельно находить слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем — по представлению), учатся анализу слов по схеме и модели, составляют предложения по «живой модели».

Математика: Дети активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок в организуемых педагогом познавательных развивающих играх включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне. Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду, создающие условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. Играя и занимаясь ребенок развивает ряд умений и способностей:

— оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине. Например, последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов («Широкая, поуже, еще уже… самая узкая ленточка») — сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования (Обобщение 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам — размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех — с перечислением свойств — по 4»).) — рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удаленности, расположению и т.д. Выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснять последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру «Легкий, потяжелее, еще потяжелее» — и т.д.). Отвечать на вопрос: «Как ты узнал?».

Итоги 3 ступени:

Развитие речи: Ребенок умеет внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Ребенок может пересказывать знакомые и впервые прочитанные произведения, участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг, заучивать и выразительно исполнять стихи.

Чтение: Ребенок уверенно владеет алфавитом, умеет анализировать звуки и их место в слове, читает отдельные слова и составляет их из букв.

Математика: Ребенок умеет использовать простейших алгоритмов действий, воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой, Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то…; сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать. Обозначать количество числом и цифрой в пределах 10, понимает количественное и порядковое назначение числа, самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества, может проявлять творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности, применяя известные ему способы действий в новой обстановке.

4 ступень

Развитие речи: На этой ступени дети достаточно свободно владеют родным языком. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов. Главной задачей развития связной речи детей является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов, Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам. При этом педагог помогает им строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования; экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения) и развязка (окончание). Ведущим содержанием словарной работы является освоение детьми осознанного использования слов. Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном, иносказательном значении. Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

Освоение звуковой культуры речи: акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному пропроизношению звуков в сторону воспитания выразительности речи.

Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Чтение: Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как к особому объекту познания; его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес активно используется при решении задач по обучению чтению. Закрепляется и совершенствуется умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать многозвуковые слова разного состава. Знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложение из 3-4 слов, делят предложение на слова, называя их по порядку. Овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Математика: освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей; умение обобщать, сравнивать, :выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Дети осваивают геометрические тела и фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, трапеция; классифицируют геометрические фигуры. Учатся самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны, использовать в речи слова: «размер», «цвет», «форма», «фигура», «вне», «внутри», «некоторые», «все». Называть все свойства, присущие и не присущие объектам (не красная, не квадратная). Ребенок усваивает отношения между числами. Отношения и зависимости части и целого (целое больше масти, часть меньше целого). Самостоятельно находить способ оценки и выявления свойств и отношений в процессе решения творческих задач.

Итоги 4 ступени:

Развитие речи: Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет инициативу в общении. делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Его речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок проявляет интерес к общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен.

Чтение: Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный, гласный, место звука в слове). Слитно читает отдельные предложения.

Математика: Ребенок умеет считать, измерять, делить целое на части, сравнивать, образовывать числа, уравнивать множества по числу. Выражать в речи отношения между числами, способ получения большего или меньшего числа. Воспринимать одно и то же количество, величину независимо от разных условий, осуществлять проверку сосчитыванием, измерением, взвешиванием, высказываться о равенстве, неравенстве, различиях, изменениях и неизменности. Ребенок может зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, этапность и результат, объяснять последовательность и этапностъ выполнения действий разнообразного содержания.

5 ступень

Развитие речи: Главные направления в развитии речи — содержательность и связность речи (диалога и монолога); развитие речевого творчества, выразительности речи. Главной задачей развития связной речи остается совершенствование монологической речи. Дети пересказывают литературные произведения и самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, используя придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану, и модели — рассказы, сказки на предложенную тему, рассказы по «кляксографии», по пословице и т.д. В творческих рассказах проявляются индивидуальна способности ребенка к творческой речевой деятельности. Дети осваивают объяснительную форму речи и речь-доказательство

Освоение звуковой культуры речи: акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному пропроизношению звуков в сторону воспитания выразительности речи.

Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Главной задачей развития связной речи детей является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов, Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам. При этом педагог помогает им строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования; экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения) и развязка (окончание). Ведущим содержанием словарной работы является освоение детьми осознанного использования слов,

Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном, иносказательном значении. Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

Чтение: Дети полностью владеют алфавитом, различают части слова, учатся образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова), придумывают предложения с заданным количеством слов, вычленяют количество и последовательность слов в предложении. Закрепляют навык слитного чтения.

Математика: в содержании обучения пре обладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению деть ми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только сосчитывание) рассматривается при этом ведущей практической деятельностью. Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку играх, творческих заданиях, практических упражнениях. Дети оперируют понятиями объёмности: трехмерность объемных предметов, их масса, глубина. Осваивают геометрические тела и фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, трапеция; шар, куб, цилиндр, отдельные структурные элементы геометрических фигур: вершимы, углы, стороны.. Определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связей и зависимостей полученных групп. Включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от основания классификации. Ребенок осваивает пространственные отношения. Определение своего местонахождения среди объектов окружения. Смена направления движения, отношения между предметами.

Итоги 5 ступени:

Развитие речи: Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Имеет богатый словарный запас, начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающее личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), состояния и настроения, внутренние переживания человека. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Чтение: Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный, гласный, место звука в слове). Слитно читает короткие тексты.

Математика: Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Самостоятельно составляет алгоритмы, поясняет свои действия. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач.

© Copyright Детский клуб "СЕМА" Очаково Юго-запад детский центр раннего развития монтессори, логопед, подготовка к школе, детские праздники