Программа «Энциклопедия»

Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

Главные задачи курса: развивать интеллектуальную сферу ребенка, познавательную инициативу, логическое и образное мышление, формировать систему четких знаний об окружающем мире.

Задачи программы реализуются через игры-эксперименты как основной вид познавательной деятельности.

Программа поделена на независимые познавательные блоки: астрономия, физика, химия, география, зоология, анатомия и ботаника.

Программа разделена на 2 возрастные ступени.

Возрастные возможности детей: в возрасте 5-7 лет ребенок проявляет активный интерес к окружающему миру, животным, растениям, погодным и атмосферным явлениям. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?», порожденные пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, требуют особенного подхода, основанного на образной форме осмысления.

Задачи развития: удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для ребенка оказывается «открытие», творческий игровой эксперимент. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над явлениями. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность малышей позволяет активно формировать ценный опыт творческого изучения природы через систему познавательных игр – творческих, игр по готовым правилам, игр-имитаций, и, самое главное, игр-экспериментов. Педагог создает условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Содержание работы по программе.

Игры с водой, льдом, снегом.

  • «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки).
  • «Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях).
  • «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли).
  • «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор).
  • «Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать).
  • «Брызгалки» (в мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.).
  • «Соревнование мыльных пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый).
  • «Наливаем — выливаем» (наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств; воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев).
  • «Делаем фонтан » (с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже).
  • «Испытание кораблей» (делать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, или «бури»).

Игры со светом.

  • «Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка).
  • «Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью  фонарика разыскивать спрятанную вещь).
  • «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика).
  • «Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных животных и птиц).
  • «Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор).

Игры с магнитами, стеклом, резиной.

  • «Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т. п.).
  • «Таинственные фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков).
  • «Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать).

Игры с увеличительными стеклами или микроскопом.

  • Рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных следов» (игра «Сыщики»).
  • «Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» какое цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассматривая в цветное стекло, и пр.).

Игры с бумагой: изготовление фигурок и предметов по типу «оригами».

  • «Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание их).
  • «Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке).
  • «Отпечатки »(делать отпечатки лап животных на бумаге с помощью самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т.п.).
  • «Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме).
  • «Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне.

Дидактические игры.

  • Ориентирование по модели и схеме («Найди дорогу в лесу», «Найди животное или растение по описанию»).
  • Распределение по признакам («Рассели диких и домашних животных», «Найди места обитания для заблудившихся животных», «Живое-неживое»).
  • Проверочные действия («Найди отличия», «Найди ошибку в картинке, описании, рассказе», «Придумай рассказ о том, чего не бывает»).

Показатели развития: в результате занятий по программе ребенок знает строение Солнечной системы, особенности планет, понимает уникальность Земли, понимает и может наглядно объяснить основные астрономические и природные явления, знает особенности и характеристики основных климатических зон, особенности их растительного и животного мира, сознает процессы развития живых организмов, знает функции органов человеческого тела, основы гигиены, получает азы экологического воспитания.

© Copyright Детский клуб "СЕМА" Очаково Юго-запад детский центр раннего развития монтессори, логопед, подготовка к школе, детские праздники